Опыт дистанционного обучения
- Введение.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. ХХI век называют веком информационных технологий. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни. Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед школой задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации в обществе. Одним из способов решения данной задачи может стать дистанционное обучение.
Цель: формирование у обучающихся профессиональных компетенций в процессе изучения специальных дисциплин посредством дистанционных уроков как перспективной и наглядной формы обучения.
- Нормативно-правовая база.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования
Государственный образовательный стандарт основного общего образования
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 г. № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году».
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, очно-заочного формата обучения (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4231/06.1-28)
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ в условиях временных ограничений осуществления образовательного процесса в очном формате (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4232/06.1-28)
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучающихся 1-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Методические рекомендации по реализации механизма освоения базовых блоков по всем учебным предметам для повторения в переводных классах в 2022-2023 учебном году (Приказ МОН ДНР от 05.04.2022 № 239)
Методические рекомендации по структуре урока при организации образовательного процесса для обучающихся 1-4-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований СанПин
Методические рекомендации по структуре урока при организации образовательного процесса для обучающихся 5-11-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований СанПиН
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 г. № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году».
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, очно-заочного формата обучения (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4231/06.1-28)
Методические рекомендации по реализации общеобразовательных программ в условиях временных ограничений осуществления образовательного процесса в очном формате (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4232/06.1-28)
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучающихся 1-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Методические рекомендации по реализации механизма освоения базовых блоков по всем учебным предметам для повторения в переводных классах в 2022-2023 учебном году (Приказ МОН ДНР от 05.04.2022 № 239)
Методические рекомендации по структуре урока при организации образовательного процесса для обучающихся 1-4-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований СанПин
Методические рекомендации по структуре урока при организации образовательного процесса для обучающихся 5-11-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с соблюдением требований СанПиН
- Научно-методическое обоснование.
Сущность педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность дистанционного урока, как наиболее эффективного метода организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся в период дистанционного обучения.
Современные реалии диктуют нам использование дистанционных образовательных технологий как основных. А дистанционная форма урока позволяет сделать учебный процесс достаточно наглядным и обеспечить процесс взаимодействия педагога и студента.
Создание и использование дистанционных учебных курсов начинается с анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения, корректировки критериев обученности.
- Технология опыта.
Организация дистанционного обучения в образовательной организации
Дистанционное обучение применяется для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также программ дополнительного образования.
Образовательный процесс с применением дистанционных технологий предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса, регулярный контроль и учет знаний обучающихся со стороны образовательной организации, ведущей электронное обучение, а также психолого-педагогическую поддержку обучающихся и их родителей.
Учебный процесс осуществляется на основе расписания, в котором регламентировано время проведения занятий (чат-занятия, видеоконференции и т.п.).
Для обеспечения дистанционного обучения наша образовательная организация:
-
- обеспечивает необходимые условия для дистанционного обучения, руководство и контроль качества образовательного процесса, ведет учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот;
- организует необходимую методическую поддержку обучающихся, родителей (законных представителей) и работников образовательной организации по вопросам дистанционного обучения;
- оказывает информационную поддержку обучающимся, родителям (законным представителям) и работникам образовательной организации, в том числе знакомит с необходимыми дистанционными ресурсами.
- Несет ответственность за адекватность применяемых методов, форм и средств организации процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
Для обеспечения дистанционного обучения учитель осуществляет непосредственное ведение образовательного процесса с использованием возможностей выбранных образовательных платформ, систем дистанционного обучения и т.д., а именно:
- прорабатывает образовательные материалы, представленные в дистанционной форме на выбранных образовательных платформах, и соотносит его содержание со своей учебной программой в соответствии с требованиями учебного плана образовательной организации;
- реализует учебную нагрузку в соответствии с расписанием учебных дистанционных занятий, установленных ОО, в синхронном и асинхронном режиме, осуществляет контроль учебных достижений, обучающихся по своей учебной дисциплине, обеспечивает своевременную проверку практических заданий, даёт обратную связь и оказывает им консультационную помощь.
- организует консультирование обучающихся через образовательные платформы, системы дистанционного обучения, электронную почту, иные средства коммуникации;
- применяет сервисы для онлайн общения Telegram, ВК, которые позволяют организовать как синхронные онлайн занятия с классом/группой обучающихся, так и индивидуальные консультации;
- учителя-предметники заблаговременно сообщают через образовательные платформы, электронную почту или другие способы связи обучающимся и родителям (законным представителям) о проведении синхронного занятия;
- заполняет необходимую документацию по реализуемому учебному процессу;
- своевременно повышает квалификацию в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, ЭО и ДОТ, занимается самообразованием посредством посещения курсов, мастер-классов, семинаров, проводимых как в очной форме, так и в дистанционной;
Чтобы обучающийся мог участвовать в дистанционном обучении, ему следует:
- добросовестно осваивать образовательную программу с применением ЭО, ДОТ, выполнять индивидуальный учебный план;
- осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям в соответствии с расписанием, выполнять задания, в срок, установленный учителем;
- выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку посредством образовательных платформ, систем дистанционного обучения, электронной почты или через другие средства сообщения, которые определил учитель;
- посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом синхронные онлайн занятия в режиме реального времени;
- проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного представителя)), на которую учитель высылает расписание занятий и консультаций, примечания и разъяснения по организации дистанционного обучения;
- проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ;
- использовать все доступные средства общения с преподавателем для получения консультаций и дополнительной информации по предмету.
- Результативность опыта.
В ходе мониторинга качества учебных достижений обучающихся 2-11 классах за 2022-2023 учебный год было установлено:
на конец 4 четверти (II семестра), года 2022-2023 учебного года в школе обучается 350 учащихся, из них аттестовано 333 учащихся, 8 обучающихся аттестованы в РФ (с предоставлением выписки оценок), без учета 1-х классов (17 учащихся).
- На «отлично» 4 четверть, II семестр закончили 87 учащихся, что составляет 26,1 %. На «хорошо» закончили 116 обучающихся, что составляет 34,8%.
- Процент качества знаний составляет 60,9%
- На «отлично» год закончили 100 учащихся, что составляет 30 %. На «хорошо» закончили 139 обучающихся, что составляет 41,7%.
- Процент качества знаний составляет 71,7%
Средний балл успеваемости учащихся за 2022 – 2023 учебный год по параллелям начальная школа (2 - 4 класс)
Класс |
Средний балл |
2-А |
4,63 |
2-Б |
4,36 |
3-А |
4,71 |
3-Б |
4,75 |
4-А |
4,74 |
4-Б |
4,60 |
Средний балл успеваемости учащихся за 2022 – 2023 учебный год
по параллелям средняя школа (5 -9 класс)
Класс |
Средний балл |
5-А |
4,78 |
5-Б |
4,68 |
6-А |
4,43 |
7-А |
4,41 |
7-Б |
4,26 |
8-А |
4,18 |
8-Б |
4,43 |
9-А |
4,23 |
Средний балл успеваемости учащихся за 2022 – 2023 учебный год
10 -11 класс
Класс |
Средний балл |
10-А |
4,42 |
11-А |
4,53 |
- Выводы.
Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
На протяжении 2022-2023 учебного года в условиях СВО мы работали в дистанционном режиме. Никто к этому специально не готовился, поэтому для всех участников образовательного процесса дистанционное обучение стало большим испытанием. И мы его выдержали. Конечно, результаты нашей работы можно и нужно анализировать, выявлять проблемы, предлагать и находить возможные пути их решения.
На наш взгляд, работа на дистанте имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- Дистант – единственный возможный способ обучения, позволивший не сорвать учебный процесс в условиях длительного карантина. Ведь главный плюс дистанционного обучения – возможность пренебречь расстоянием между учителем и учеником.
- Учимся новому! Чтобы создать качественный обучающий материал, учителю «придется» научиться разбираться в разных приложениях и компьютерных программах, т.е. повысить свой профессиональный уровень. Не секрет, что многие учителя до дистанционного обучения недостаточно использовали все возможности компьютера и интернета.
- Создаем обучающий материал один раз, а использовать его в работе с детьми можно несколько лет.
- Используя готовые интересные материалы или онлайн-тесты, мы экономим время, не тратим его на дополнительную подготовку или проверку ученических работ.
Минусы:
- Не все педагоги и ученики имеют необходимый уровень знаний и умений в области компьютерных технологий.
- Не все участники образовательного процесса имеют необходимое для дистанционного обучения техническое обеспечение (мощный компьютер, веб-кабера, микрофон, высокоскоростной интернет и др.)
- Совершенно другой формат работы, которому нам необходимо еще учиться. Сложно перестроиться, не хватает живого общения.
- Не всегда получается правильно рассчитать время на освоение обучающимися материала урока (по разным причинам – проблемы с интернетом, волнение детей и др.)
- Подготовка обучающих материалов требует много времени. Короткий урок на 20-30 минут может создаваться несколько часов.
- Длительная работа за компьютером (подготовка к уроку, проведение занятий, проверка домашних заданий обучающихся) вредит здоровью (в первую очередь, страдает зрение).
- Иногда сложно оценить самостоятельность выполненной учеником работы (недобросовестные ученики могут воспользоваться помощью других лиц, информацией в интернет и др.)
В нашем общеобразовательном учреждении были созданы страницы классов в социальной сети Вконтакте, где согласно расписанию и календарно-тематическому планированию выкладывались конспекты уроков, видео-уроки, дополнительные материалы.
Новые информационные технологии существенно меняют формы взаимодействия обучающихся и учителей, оказывают влияние и на содержание обучения. Распространение виртуальных форм обучения – это естественный этап эволюции системы образования от классического до виртуального, т.е. от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной библиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудиториям любого масштаба.
- Выводы и рекомендации.
- Дистанционное обучение в школе было организовано и проходило в штатном режиме.
- Учителям информатики продолжить проводить консультации для учителей-предметников и классных руководителей по организации работы в Zoom, Google Meet, Discord, viber, https://vk.com/, Телеграм.
- Классным руководителям 2-11-х классов продолжить работу по усовершенствованию организации ЭО и ДОТ, взаимодействие с родителями обучающихся.
- Учителям-предметникам, контролировать время проведения дистанционного урока, продолжить освоение учебного материала при переходе с дистанционного обучения на очную форму.
Для успешного внедрения и использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо обеспечить материально- техническую базу, прежде всего каналы связи, для обеспечения высокой скорости доступа к сети интернет. Внедрение ЭО и ДОТ в образовательную организацию осуществляется через ряд этапов, которые требуют планомерной работы с педагогами и родителями обучающихся. Дистанционные образовательные технологии требуют от преподавателя не только профессиональных, но и информационно-коммуникационных, и технологических компетентностей педагогов.
- Литература.
- Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
- Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.
- Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.
- Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.
- Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.
- Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. - N 3. - С. 36-39.
- Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
- Дячкин О. Д. Опыт разработки методики компьютерного обучения математике // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - N 4. - С. 24-30.
- Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8. - С. 10-22.
- Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. – 2000. - N 2. - С. 89-90.
- Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
- Селемнев С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 1. - С. 94-104.
- Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 2. - С. 31-42.
- Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011. - N 4. - С. 81-88.
- Шевчук В. П. Методика дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2007. - N 12. - С. 118-119.